Третий закон Ньютона - Перышкин А.В., 7, 8, 9 классы.
1565. На столе лежит груз. Какие силы действуют на груз? Какие силы действуют на стол?
1566. Через два неподвижных блока перекинут шнур, к концам которого подвешены гири по 5 кг каждая (рис. 204). Шнур между блоками разрезали и присоединили к динамометру. Что покажет динамометр?
1567. О ветровое стекло едущей машины ударилась муха. Какие силы действуют на муху во время удара? Какие силы действуют на машину во время удара? Сравните силы, действующие на муху и на машину во время удара.
1568. Две фигуристки, стоя на коньках на льду, оттолкнулись друг от друга. Что произойдет с фигуристками?
Они разъедутся в разные стороны, под действием одинаковой по модулю силой направленной в разные стороны.
1569. Космонавт в невесомости выпустил из рук массивный предмет (не толкая его). Что произошло с космонавтом? Что с ним произойдет, если он бросит этот предмет?
Если отпустить предмет не толкая его, он останется на месте, как и космонавт. При броске космонавт и предмет разлетятся в разные стороны. Подействовав друг на друга с одинаковой силой направленной в разные стороны.
1570. Почему человек не может поднять себя за волосы?
С какой силой человек тянет себя за волосы, с такой же силой волосы тянут человека вниз. Максимум можно вырвать волосы.
1571. Сидя в санках на ровной местности, вам не удастся заставить сани двигаться, как бы сильно вы не тянули за веревку. Но если вы выйдете из саней и будете их толкать или тянуть за веревку с той же силой, сани поедут. Почему?
Потому что сидя в санях человек не оказывает внешнего воздействия на систему. Максимум можно сдвинуть сани с места применяя закон сохранения импульса. Если выйти из саней, то человек будет оказывать внешнее воздействие на сани, отталкиваясь от земли человек потянет за собой и сани.
1572. Железная гайка притягивается к магниту. Притягивается ли магнит к гайке? Если магнит и гайку положить на отдельные пробки и пустить плавать в воде, что произойдет? Проверьте на опыте.
Магнит притягивается с такой же силой к гайке. Гайка и магнит будут сближаться, т.к трения о воду мало и позволяет наблюдать движение.
1573. В следующих примерах какие силы вы назовете действующими и какие противодействующими?
а) На горизонтальной поверхности земли лежит камень (рис. 205).
б) На горизонтальном полу стоит стол и на горизонтальной его поверхности покоится груз (рис. 206).
в) На веревке подвешен груз (рис. 207).
г) Через неподвижный блок, прикрепленный к потолку (рис. 208), перекинута веревка, к концам которой подвешены два равных груза.
1574. На горизонтальном гладком столе лежат два бруска А и В, соединенные нитью. Масса каждого бруска 1 кг. На эти бруски действует сила F = 0,4 Н, как показано на рисунке 209.
Не принимая в расчет трение, определите:
а) с каким ускорением движутся бруски;
б) какая по величине сила действует на левый брусок в направлении движения;
в) с какой силой натянута веревка;
г) какие по величине силы действуют на правый брусок по линии его движения?
1575. Паровоз весом 500 кН, сцепленный с двумя вагонами по 200 кН каждый, начинает двигаться с ускорением 0,2 м/с2. Сопротивление движению составляет 0,005 веса состава. Определите силы, действующие на паровоз и на каждый из вагонов, и силы натяжения в сцеплениях. Чему равнялись бы эти силы, если бы состав двигался равномерно? Считать g = 10 м/с2.
1576. Через неподвижный блок перекинута нить, к концам которой подвешены два груза в 120 г и 125 г. Определите силы, действующие на каждый груз, и силу натяжения нити.
1577. С высоты 5 м свободно падает камень весом 6 Н. Через сколько секунд камень упадет на землю? С каким ускорением движется земля по направлению к камню (относительно, например, Солнца)? В течение какого времени (в годах, считая год равным 3,2 • 107 с) Земля, двигаясь с таким ускорением, прошла бы путь 0,5 см? Масса Земли б • 1027 г. Считать g = 10 м/с2.
1578. Брусок массой m1 = 2 кг связан невесомой и нерастяжимой нитью с бруском m2 = 3 кг, оба бруска лежат на гладком столе…
1579. Три лежащие на гладком горизонтальном столе тела массами m1 = 1 кг, т2 = 3 кг и m3 = 4 кг соединены невесомыми, нерастяжимыми нитями…
1580. Грузы массами m1 = 3 кг и m2 = 4 кг связаны нерастяжимой, невесомой нитью и лежат на горизонтальном столе…
1581. На рисунке 213 изображены тела 1 и 2, соединенные невесомой и нерастяжимой нитью. Массы тел m1 = 1 кг, m2 = 4 кг соответственно. Определите ускорение системы и силу натяжения нити. Трение не учитывать.
1582. Бруски массами m1 = 0,2 кг и m2 = 0,3 кг соединены перекинутой через легкий неподвижный блок нитью (рис. 214). Какова сила давления на ось блока? Определите ускорение системы и силу натяжения нити.
1583. Два одинаковых тела, массой 500 г каждое, прикреплены к концам перекинутой через легкий блок нити…
1584. Найдите ускорение системы, изображенной на рисунке 216, если все три груза одинаковые, массой 500 г каждый. Определите силу натяжения каждой нити.
1585. Горизонтальной силой, равной по модулю 30 Н, тянут санки массой 2 кг, на которых лежит груз массой 18 кг (рис. 217). Коэффициент трения полозьев о снег равен 0,1. Какова сила трения, действующая на груз?
1586. Система, изображенная на рисунке 218, находится в равновесии. Считаем, что трения в системе нет. Найдите отношение масс грузов.
1587. Масса каждого бруска на рисунке 219 равна 1 кг. Считаем, что трения в системе нет. Найдите ускорение, с которым движутся грузы.
1566. Через два неподвижных блока перекинут шнур, к концам которого подвешены гири по 5 кг каждая (рис. 204). Шнур между блоками разрезали и присоединили к динамометру. Что покажет динамометр?
1567. О ветровое стекло едущей машины ударилась муха. Какие силы действуют на муху во время удара? Какие силы действуют на машину во время удара? Сравните силы, действующие на муху и на машину во время удара.
1568. Две фигуристки, стоя на коньках на льду, оттолкнулись друг от друга. Что произойдет с фигуристками?
Они разъедутся в разные стороны, под действием одинаковой по модулю силой направленной в разные стороны.
1569. Космонавт в невесомости выпустил из рук массивный предмет (не толкая его). Что произошло с космонавтом? Что с ним произойдет, если он бросит этот предмет?
Если отпустить предмет не толкая его, он останется на месте, как и космонавт. При броске космонавт и предмет разлетятся в разные стороны. Подействовав друг на друга с одинаковой силой направленной в разные стороны.
1570. Почему человек не может поднять себя за волосы?
С какой силой человек тянет себя за волосы, с такой же силой волосы тянут человека вниз. Максимум можно вырвать волосы.
1571. Сидя в санках на ровной местности, вам не удастся заставить сани двигаться, как бы сильно вы не тянули за веревку. Но если вы выйдете из саней и будете их толкать или тянуть за веревку с той же силой, сани поедут. Почему?
Потому что сидя в санях человек не оказывает внешнего воздействия на систему. Максимум можно сдвинуть сани с места применяя закон сохранения импульса. Если выйти из саней, то человек будет оказывать внешнее воздействие на сани, отталкиваясь от земли человек потянет за собой и сани.
1572. Железная гайка притягивается к магниту. Притягивается ли магнит к гайке? Если магнит и гайку положить на отдельные пробки и пустить плавать в воде, что произойдет? Проверьте на опыте.
Магнит притягивается с такой же силой к гайке. Гайка и магнит будут сближаться, т.к трения о воду мало и позволяет наблюдать движение.
1573. В следующих примерах какие силы вы назовете действующими и какие противодействующими?
а) На горизонтальной поверхности земли лежит камень (рис. 205).
б) На горизонтальном полу стоит стол и на горизонтальной его поверхности покоится груз (рис. 206).
в) На веревке подвешен груз (рис. 207).
г) Через неподвижный блок, прикрепленный к потолку (рис. 208), перекинута веревка, к концам которой подвешены два равных груза.
1574. На горизонтальном гладком столе лежат два бруска А и В, соединенные нитью. Масса каждого бруска 1 кг. На эти бруски действует сила F = 0,4 Н, как показано на рисунке 209.
Не принимая в расчет трение, определите:
а) с каким ускорением движутся бруски;
б) какая по величине сила действует на левый брусок в направлении движения;
в) с какой силой натянута веревка;
г) какие по величине силы действуют на правый брусок по линии его движения?
1575. Паровоз весом 500 кН, сцепленный с двумя вагонами по 200 кН каждый, начинает двигаться с ускорением 0,2 м/с2. Сопротивление движению составляет 0,005 веса состава. Определите силы, действующие на паровоз и на каждый из вагонов, и силы натяжения в сцеплениях. Чему равнялись бы эти силы, если бы состав двигался равномерно? Считать g = 10 м/с2.
1576. Через неподвижный блок перекинута нить, к концам которой подвешены два груза в 120 г и 125 г. Определите силы, действующие на каждый груз, и силу натяжения нити.
1577. С высоты 5 м свободно падает камень весом 6 Н. Через сколько секунд камень упадет на землю? С каким ускорением движется земля по направлению к камню (относительно, например, Солнца)? В течение какого времени (в годах, считая год равным 3,2 • 107 с) Земля, двигаясь с таким ускорением, прошла бы путь 0,5 см? Масса Земли б • 1027 г. Считать g = 10 м/с2.
1578. Брусок массой m1 = 2 кг связан невесомой и нерастяжимой нитью с бруском m2 = 3 кг, оба бруска лежат на гладком столе…
1579. Три лежащие на гладком горизонтальном столе тела массами m1 = 1 кг, т2 = 3 кг и m3 = 4 кг соединены невесомыми, нерастяжимыми нитями…
1580. Грузы массами m1 = 3 кг и m2 = 4 кг связаны нерастяжимой, невесомой нитью и лежат на горизонтальном столе…
1581. На рисунке 213 изображены тела 1 и 2, соединенные невесомой и нерастяжимой нитью. Массы тел m1 = 1 кг, m2 = 4 кг соответственно. Определите ускорение системы и силу натяжения нити. Трение не учитывать.
1582. Бруски массами m1 = 0,2 кг и m2 = 0,3 кг соединены перекинутой через легкий неподвижный блок нитью (рис. 214). Какова сила давления на ось блока? Определите ускорение системы и силу натяжения нити.
1583. Два одинаковых тела, массой 500 г каждое, прикреплены к концам перекинутой через легкий блок нити…
1584. Найдите ускорение системы, изображенной на рисунке 216, если все три груза одинаковые, массой 500 г каждый. Определите силу натяжения каждой нити.
1585. Горизонтальной силой, равной по модулю 30 Н, тянут санки массой 2 кг, на которых лежит груз массой 18 кг (рис. 217). Коэффициент трения полозьев о снег равен 0,1. Какова сила трения, действующая на груз?
1586. Система, изображенная на рисунке 218, находится в равновесии. Считаем, что трения в системе нет. Найдите отношение масс грузов.
1587. Масса каждого бруска на рисунке 219 равна 1 кг. Считаем, что трения в системе нет. Найдите ускорение, с которым движутся грузы.