Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» - Минькова Р.Д., Иванова В.В., 7 класс.



Работа в классе

1. Ответьте на вопросы устно.
А) Какое положение молекулярно-кинетической теории подтверждается явлением растворения сахара в воде?
Б) Какие положения молекулярно-кинетической теории подтверждаются явлением диффузии?
В) Почему газы не имеют ни собственного объема, ни формы?
Г) Почему жидкости сохраняют объем, но не сохраняют форму?
Д) Почему твердые тела сохраняют и объем и форму?
Е) Чем объяснить распространение запаха духов в комнате?
Ж) Почему воздушный шарик легко сжимается?
З) Почему трудно сломать металлическую проволоку?
И) Какие явления указывают на то, что молекулы отталкиваются друг от друга?
К) Что общего и в чем различие у явлений смачивания и несмачивания?
Л) При опускании стеклянного капилляра в воду вертикально уровень воды в капилляре поднимается. Почему?
М) При опускании стеаринового капилляра вертикально в воду уровень воды в капилляре понижается. Почему?
Н) Какое явление лежит в основе технологии красильного производства?
О) Для чего перед покраской поверхность металла обезжиривают?
П) Почему ткань, пропитанная маслом, перестает пропускать воду?
Р) Почему взрыхленная почва лучше сохраняет влагу?
С) Назовите три основных положения молекулярно-кинетической теории.

2. Ответьте на вопросы.

А) Газы легко сжимаются. Можно ли газ сжать до сколь угодно малого объема?
Нельзя, можно сжимать, пока пространство между молекулами не будет полностью израсходовано.

Б) Капля нефти растекается по поверхности воды, образуя тонкую пленку. Какой может быть наименьшая толщина такой пленки?
Наименьшая толщина пленки равна диаметру молекулы нефти.

В) Лед и воды находятся при 0°С. Что можно сказать о массах молекул льда и воды?
Они будут одинаковы, независимо от агрегатного состояния вещества.

Г) Что можно сказать о расстояниях между молекулами?
Оно меняется в зависимости от агрегатного состояния вещества.

Д) Зачем при постройке длинных зданий делают температурно-усадочные швы – вертикальные промежутки в стенах, заполняемые пластичным материалом?
При перемене температуры тела расширяются или сжимаются, вследствие могут появляться трещины.

Е) Газ находится в сосуде объемом 2 л. Может ли этот газ заполнить другой сосуд объемом 4 л?
Может, при нагревании или уменьшении давления.

Ж) Почему трудно снять мокрые перчатки?
Из-за взаимодействия воды с молекулами кожи.

З) Детский резиновый шарик, наполненный водородом, через некоторое время становится слабо надутым. Почему?
Молекулы водорода проникают через промежутки между частицами резины.

И) Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?
Молекулы краски диффундируют на белую ткань и окрасят ее.

К) Почему трубно отвинтить гайку, долгое время находящуюся в туго завинченном состоянии, даже если болт и гайка сделаны из нержавеющей стали?
Со временем происходит диффузия материалов.

Л) Почему капли от сока ягод на столе легче удалить вскоре после того, как они были пролиты, и значительно труднее сделать это впоследствии?
Т.к. если капли протереть сразу, то стол не успеет пропитаться соком – процесс диффузии не успеет начаться.

Работа дома


1. Повторите §7-13.
2. Ответьте на вопросы устно.
А) Почему газ легче сжать, чем воду?
Б) Почему жидкости и твердые тела не рассыпаются на отдельные молекулы?
В) Почему тела нельзя сжимать до бесконечности?

3. Проделайте задание.
Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»


4. Подготовьтесь в следующему уроку.
Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»