62. Преломление света - В.И. Лукашик, Сборник задач по физике
1560. У прозрачных линеек из пластмассы шкала нанесена на нижней стороне линейки (просматривается на просвет). Для чего так сделано?
Чтобы избежать преломления света.
1561. На границе двух сред 1 я 2 (рис. 394) световой луч SA изменил свое направление. Начертите в тетради угол падения и угол преломления луча.
1562. Девочка видит Луну под углом 30° над горизонтом. Если мысленно провести прямую линию от глаза девочки в сторону видимого диска Луны, то можно ли утверждать, что Луна находится на этой прямой? Объясните почему.
Луна находится на самом деле под меньшим углом над горизонтом. Объясняется это преломлением света в атмосфере Земли.
1563. Узкий параллельный световой пучок (рис. 395) падает на гладкую поверхность воды, как показано на рисунке. Начертите в тетради дальнейший ход отраженного света и примерный ход преломленного света.
1564. Узкий световой пучок (рис. 396) направлен к гладкой поверхности воды, как показано на рисунке. Начертите в тетради примерный ход пучка света, вышедшего в воздух, и постройте отраженный от поверхности воды пучок света.
1565. Даны две среды (1 и 2) из кварца и каменной соли (рис. 397). На границе их раздела угол падения луча равен углу преломления. Начертите в тетради дальнейший ход узкого пучка света, направленного к границе раздела этих сред.
1566. Сквозь стеклянную пластинку с параллельными гранями проходят два расходящихся луча 1 я 2 (рис. 398). Начертите в тетради примерный ход этих лучей в пластинке и по выходу из нее.
1567. Световой луч SA (рис. 399) проходит сквозь пластинку с параллельными гранями, укрепленную на поверхности воды в сосуде. Начертите в тетради примерный ход луча в пластинке и в воде.
1568. Лучи 1 и 2 (рис. 400) идут из воды, находящейся в сосуде, и проходят сквозь стеклянную пластинку с параллельными гранями, укрепленную на поверхности воды. Начертите в тетради примерный ход этих лучей в стекле и в воздухе.
1569. На дне сосуда с водой лежит плоское зеркало (рис. 401). Начертите в тетради примерный ход светового луча SA и укажите на экране Э точку, в которую попадает луч, вышедший из воды.
1570. В сосуде с водой находится полый тонкостенный прозрачный коробок (рис. 402). Начертите в тетради примерный ход светового луча SA, проходящего сквозь коробок ко дну сосуда.
1571. Рыбка в озере находится в точке S (рис. 403). В каком примерно направлении видит изображение рыбки в воде мальчик, глаз которого расположен в точке А?
1572. Почему, оценивая на глаз глубину любого водоема, мы всегда ошибаемся: глубина водоема кажется нам меньшей, чем в действительности?
Смотри рисунок из предыдущей задачи. Истинная глубина водоема больше кажущейся из-за преломления света в воде.
1573. Положение всплывающего пузырька воздуха S и глаза наблюдателя относительно поверхности воды в сосуде показано на рисунке 404. Выбрав два луча, начертите их примерный ход и укажите положение мнимого изображения пузырька, видимое глазом.
1574. Почему мнимое изображение предмета (например, карандаша) при одном и том же освещении в воде получается менее ярким, чем в зеркале?
Изображение предмета в воде получается менее ярким из-за частичного поглощения водой, преломления и рассеяния света.
1575. Световой луч прошел сквозь стеклянный сосуд с водой, попадая на грань неперпендикулярно. Сколько раз он преломился?
Световой луч преломился 4 раза на следующих границах раздела: воздух — стекло, стекло — вода, вода — стекло, стекло — воздух.
1576. Почему участки ткани, смоченные водой, кажутся нам более темными, чем сухие участки?
Так как мокрые участки хуже отражают свет.
1577. Почему, когда мы смотрим сквозь ткань на свет, то ее участки, смоченные водой, кажутся нам светлее сухих участков?
В мокрых участках ткань рассеивает света меньше, чем в сухих. Поэтому в случае мокрой ткани свет попадает в глаза больше.
1578. Не делая построений, объясните, почему мы видим изображения предметов (например, камней), лежащих на дне водоема, слегка колеблющимися, если поверхность воды немного волнистая.
На поверхности воды совершаются колебания. За счет этого будет постоянно меняться угол преломления на границе раздела воздух- вода, и в результате будет меняться положение изображения предмета.
1579. Если глаз расположить над чашкой так, чтобы кусочек сахара в ней был не виден (рис. 405), и, не меняя положение глаза, налить в чашку воды, то в воде появится изображение кусочка сахара. Объясните почему.
За счет преломления света в воде.
1580. Световой луч падает на треугольную стеклянную призму так, как показано на рисунке 406. Куда отклонится луч, пройдя сквозь призму: к вершине призмы или к ее основанию?
Луч по выходу из призмы отклонится к основанию.
1581. Световой луч падает на стеклянную треугольную призму (рис. 407). Начертите в тетради примерный ход этого луча в призме и по выходе из нее.
1582. Световой луч падает на полую призму, находящуюся в сосуде с водой (рис. 408). Пренебрегая толщиной граней стекла призмы, начертите в тетради примерный ход луча в призме и по выходе из нее.
Чтобы избежать преломления света.
1561. На границе двух сред 1 я 2 (рис. 394) световой луч SA изменил свое направление. Начертите в тетради угол падения и угол преломления луча.
1562. Девочка видит Луну под углом 30° над горизонтом. Если мысленно провести прямую линию от глаза девочки в сторону видимого диска Луны, то можно ли утверждать, что Луна находится на этой прямой? Объясните почему.
Луна находится на самом деле под меньшим углом над горизонтом. Объясняется это преломлением света в атмосфере Земли.
1563. Узкий параллельный световой пучок (рис. 395) падает на гладкую поверхность воды, как показано на рисунке. Начертите в тетради дальнейший ход отраженного света и примерный ход преломленного света.
1564. Узкий световой пучок (рис. 396) направлен к гладкой поверхности воды, как показано на рисунке. Начертите в тетради примерный ход пучка света, вышедшего в воздух, и постройте отраженный от поверхности воды пучок света.
1565. Даны две среды (1 и 2) из кварца и каменной соли (рис. 397). На границе их раздела угол падения луча равен углу преломления. Начертите в тетради дальнейший ход узкого пучка света, направленного к границе раздела этих сред.
1566. Сквозь стеклянную пластинку с параллельными гранями проходят два расходящихся луча 1 я 2 (рис. 398). Начертите в тетради примерный ход этих лучей в пластинке и по выходу из нее.
1567. Световой луч SA (рис. 399) проходит сквозь пластинку с параллельными гранями, укрепленную на поверхности воды в сосуде. Начертите в тетради примерный ход луча в пластинке и в воде.
1568. Лучи 1 и 2 (рис. 400) идут из воды, находящейся в сосуде, и проходят сквозь стеклянную пластинку с параллельными гранями, укрепленную на поверхности воды. Начертите в тетради примерный ход этих лучей в стекле и в воздухе.
1569. На дне сосуда с водой лежит плоское зеркало (рис. 401). Начертите в тетради примерный ход светового луча SA и укажите на экране Э точку, в которую попадает луч, вышедший из воды.
1570. В сосуде с водой находится полый тонкостенный прозрачный коробок (рис. 402). Начертите в тетради примерный ход светового луча SA, проходящего сквозь коробок ко дну сосуда.
1571. Рыбка в озере находится в точке S (рис. 403). В каком примерно направлении видит изображение рыбки в воде мальчик, глаз которого расположен в точке А?
1572. Почему, оценивая на глаз глубину любого водоема, мы всегда ошибаемся: глубина водоема кажется нам меньшей, чем в действительности?
Смотри рисунок из предыдущей задачи. Истинная глубина водоема больше кажущейся из-за преломления света в воде.
1573. Положение всплывающего пузырька воздуха S и глаза наблюдателя относительно поверхности воды в сосуде показано на рисунке 404. Выбрав два луча, начертите их примерный ход и укажите положение мнимого изображения пузырька, видимое глазом.
1574. Почему мнимое изображение предмета (например, карандаша) при одном и том же освещении в воде получается менее ярким, чем в зеркале?
Изображение предмета в воде получается менее ярким из-за частичного поглощения водой, преломления и рассеяния света.
1575. Световой луч прошел сквозь стеклянный сосуд с водой, попадая на грань неперпендикулярно. Сколько раз он преломился?
Световой луч преломился 4 раза на следующих границах раздела: воздух — стекло, стекло — вода, вода — стекло, стекло — воздух.
1576. Почему участки ткани, смоченные водой, кажутся нам более темными, чем сухие участки?
Так как мокрые участки хуже отражают свет.
1577. Почему, когда мы смотрим сквозь ткань на свет, то ее участки, смоченные водой, кажутся нам светлее сухих участков?
В мокрых участках ткань рассеивает света меньше, чем в сухих. Поэтому в случае мокрой ткани свет попадает в глаза больше.
1578. Не делая построений, объясните, почему мы видим изображения предметов (например, камней), лежащих на дне водоема, слегка колеблющимися, если поверхность воды немного волнистая.
На поверхности воды совершаются колебания. За счет этого будет постоянно меняться угол преломления на границе раздела воздух- вода, и в результате будет меняться положение изображения предмета.
1579. Если глаз расположить над чашкой так, чтобы кусочек сахара в ней был не виден (рис. 405), и, не меняя положение глаза, налить в чашку воды, то в воде появится изображение кусочка сахара. Объясните почему.
За счет преломления света в воде.
1580. Световой луч падает на треугольную стеклянную призму так, как показано на рисунке 406. Куда отклонится луч, пройдя сквозь призму: к вершине призмы или к ее основанию?
Луч по выходу из призмы отклонится к основанию.
1581. Световой луч падает на стеклянную треугольную призму (рис. 407). Начертите в тетради примерный ход этого луча в призме и по выходе из нее.
1582. Световой луч падает на полую призму, находящуюся в сосуде с водой (рис. 408). Пренебрегая толщиной граней стекла призмы, начертите в тетради примерный ход луча в призме и по выходе из нее.